1.
Усиление институциональной и финансовой независимости НБУ. Принят ряд законов
об усилении независимости НБУ и изменены правила распределения прибыли.
Решение
об ограничении формирования доходной части госбюджета Украины за счет прибыли
НБУ (фактически за счет пустой эмиссии гривны) - это действительно правильное
решение. Уже в 2016 году НБУ сможет напечатать только 35 млрд грн для того,
чтобы типа заплатить налоги. Раньше эта сумма была более 60 млрд грн. Но что
касается независимости НБУ, это явно неправда. Может быть, законы у нас хорошие
и правильные, но беда в том, что действующее руководство НБУ вообще сложно
назвать независимым. Глава НБУ многократно заявляла, что для нее главный
ориентир - МВФ, и большая часть действий НБУ - это фактически выполнение
указаний МВФ, даже самых абсурдных и вредных. Не стоит забывать о любимом
"телефонном праве", когда эмиссия гривны или закрытие тех или иных
банков осуществлялась по указанию из Кабмина или Администрации президента.
2.
Трансформация НБУ. Изменение организационной структуры НБУ, выделение ключевых
функций и избавление от ненужных активов.
Есть
такая традиция: после каждой смены руководства НБУ происходит
"трансформация организационной структуры", так как есть желание
поставить своих людей или людей, которые от тебя зависят. Поэтому Валерия
Гонтарева тут не была оригинальной. Она уволила людей времен Арбузова-Соркина и
набрала новых людей, которые не всегда компетентны. Это не тайна, что работа
НБУ сейчас крайне неэффективна. Очень много бардака и путаницы, многие
специалисты НБУ просто не понимают, что они должны делать. Как результат,
бесконечное количество пустых и бессмысленных совещаний. И бурная имитация
работы. Единственное, что действительно можно поставить в заслугу Гонтаревой –
по результатам этой реорганизации действительно расширен информационный поток
предоставления данных о работе банковской системы. Теперь информацию найти
проще – все промахи и провалы НБУ видны как на ладони.
3.
Развитие безналичных расчетов. Уменьшено количество налички в обращении и
увеличено количество безналичных расчетов.
За 9
месяцев 2015 года около 31% всех платежей банковскими платежными карточками
составляли расчеты в торговой сети Украины. В 2014 году этот показатель был
25%. Украинцы стали больше рассчитываться платежными карточками в торговой
сети. Это действительно положительный фактор, который необходим для развития
банковской системы Украины. Вот только во многом это произошло в результате
того, что украинцы просто не могли снять деньги в банкоматах, и поэтому
пришлось переходить на безналичные расчеты. Как говорится, приучили кнутом.
За
11 месяцев 2015 года общее количество наличной гривны уменьшилось на 9,5 млрд
грн, или на 3,4%, по сравнению с прошлым годом. Беда в том, что общее
количество наличной валюты увеличилось более чем на 4,5 млрд долл. Идет процесс
замены наличной гривны наличной валютой.
4. Стабилизация
макроэкономической ситуации. Осуществлен ряд мер по денежно-кредитному и
валютному рынку.
После
того как курс доллара в начале 2015 года достиг критической отметки в 30 грн,
руководство НБУ, наконец, начало действовать более решительно и фактически
отказалось от советов МВФ, вернувшись к "ручному управлению" курсом
доллар/гривна. Теперь в Украине курс доллара формируется НБУ в "ручном
режиме", но зато удалось обеспечить относительную стабильность курса
доллара, и по результатам 2015 года девальвация гривны составила всего 52%, в
то время как в 2014 году девальвация была на уровне 93%. Интересует вопрос:
почему руководство НБУ не сделало этого, когда курс доллара был на уровне 10
грн, а допустило обвал до уровня 24 грн?
5.
Новая монетарная политика. Начат переход к инфляционному таргетированию.
Если
инфляция 2015 года на уровне 45% не является целью инфляционного
таргетирования, то можно сказать, что тут руководство НБУ потерпело полное
поражение. Последний раз такая высокая инфляция была только в 1995 году, когда
такие умные слова были не в моде. Понятно, что никакого инфляционного
таргетирования руководство НБУ даже не пытается осуществлять, ибо в условиях,
когда банковская система полностью развалена "реформами Гонтаревой",
невозможно применять такие сложные монетарные инструменты, как таргетирование.
В будущем, может быть, удастся это сделать.
6.
Сотрудничество с МВФ.
Если
сказать очень кратко. Несмотря на то что руководство НБУ безграмотно и
необдуманно выполняло все бессмысленные советы МВФ, в конечном итоге все
провалилось. В 2015 году МВФ обещал выделить Украине 4 транша на сумму 10 млрд
долл., но выдал только 2 транша на сумму 6,7 млрд долл., а потом МВФ вообще
отказался кредитовать Украину, частично из-за провалов в работе НБУ тоже.
7.
Очищение банковской системы. Выведение с рынка неплатежеспособных и схемных
банков.
Это
как раз показывает неэффективность работы НБУ. Закрыть банк, уничтожить бизнес
- не сложно, куда более важно и нужно для экономики Украины спасти банк от
банкротства. Если бы руководство НБУ обеспечило восстановление
платежеспособности банков и возродило их к жизни, вот это можно было бы назвать
успехом. А закрытие крупных банков и, тем самым, разорение большого количества
клиентов этих банков - это скорее провал руководства НБУ, чем успех. Что
касается закрытия схемных банков - это явно неправда. По неофициальным данным,
сейчас на рынке очень активно работает по схемным операциям небольшой банк,
который связывают с руководством НБУ. Так что, скорее, можно сказать о взятии под
контроль схемного и нелегального банковского бизнеса.
8.
Обеспечение прозрачности структуры собственников банков.
И в
предыдущие годы руководство НБУ всегда знало реальных собственников. Теперь эта
информация является публичной, но это никак не помогает работе банковской
системы. Только теперь больше сплетен и разного рода слухов о том, кто же
реальный собственник того или иного банка. Для вкладчика банка не имеет
значения, кто собственник, главное, чтобы отдавали вовремя депозиты.
9.
Усилена ответственность собственников и руководства банков. Принят ряд законов,
которые увеличивают ответственность собственников и руководства банков за
доведение банка до банкротства.
Это
действительно нужное и важное мероприятие, которое позволит усилить
ответственность собственников банков за свои действия. Жаль только, что не
усилили ответственность руководства НБУ и их кураторов, которые, как правило,
являются главными виновниками доведения банков до банкротства.
Во
многом именно руководство НБУ и их сотрудники виноваты в том, что в Украине
пришлось закрыть больше 60 банков. За это руководство НБУ должно нести
уголовную ответственность, как за тяжкое преступление.
10.
Рекапитализация наибольших банков.
Действительно,
была частично проведена рекапитализация некоторых крупных банков. Но это никак
не помогло банковской системе Украины. Кредитование не работает, валютный рынок
полностью развален, отток депозитов из банков продолжается. Поэтому даже
крупные украинские банки не могут нормально работать.
По материалам Министерства Финансов.
По материалам Министерства Финансов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий